Новости

Дата: 6 апреля 2021 года

Какие возможности дает исследование асоциального поведения?

Асоциальное поведение​Статистика говорит, что каждый четвертый из нас в детстве демонстрировал агрессивные эмоции. Но со временем эти образцы поведения исчезают из жизни большинства людей. Однако 10% всех индивидов продолжают проявлять агрессию в повседневной жизни.

Ученые задались вопросом, может ли поведение человека быть как-то связано с изменениями в головном мозге. Для выяснения этой гипотезы было проведено масштабное исследование.

Полученные результаты показывают, что агрессивное и асоциальное поведение отражается на размерах мозга. Агрессивные эмоции способствуют уменьшению площади поверхности областей, отвечающих за мотивацию и стремление к выполнению задания, а также аффективное состояние. У тех людей, кто демонстрировал агрессию только в подростковом возрасте, таких особенностей головного мозга выявлено не было.

Эти особенности позволяют утверждать, что в асоциальной группе возможны сложности с развитием навыков, позволяющих контролировать отклоняющееся поведение.

Результаты этого исследования будут очень полезны в диагностике асоциальных действий и разработке коррекционной программы. Если вмешаться в процесс формирования отклоняющегося поведения достаточно рано, есть вероятность изменить привычки человека к более зрелому возрасту.

Подобный эксперимент является не первым исследованием в сфере проявления отклоняющегося поведения и его связи с атипичным развитием мозга. Однако впервые сканирование головного мозга нескольких сотен добровольцев наглядно показало эту связь.

Из 672 добровольцев у 66% (441 человек) в анамнезе не было асоциального поведения, 23% (151 человек) были склонные к агрессии в подростковом возрасте, а 12% (80 человек) имели сложности с контролем агрессии и демонстрировали ее в течение всей жизни.

Сканирование головного мозга с помощью МРТ показало у индивидов послед

ней группы уменьшение площади поверхности в 282 из 360 областей и в 11 областях кора головного мозга была более тонкой, в том числе в центрах регуляции эмоций и мотивации. У людей, проявлявших отклонения в поведении в подростковом возрасте, ярко выраженных изменений обнаружено не было.

 

Данное обследование не дает информации о том, являются ли такие изменения врожденными или представляют собой развившиеся в течение жизни незначительные особенности мозга в результате определенного поведения индивида. Кроме того, на развитие асоциального поведения могут оказывать влияние различные факторы окружающей среды.

Подробнее об особенностях коррекции асоциального поведения мы говорим на учебных курсах по психологии.