Новости

Дата: 4 мая 2021 года

Специфика обучения детей с нарушением зрения

Специфика обучения детей с нарушением зрения​Тифлопедагогика —это наука о развитии и воспитании детей с различной степенью нарушения зрения вплоть до полной слепоты.

Задачами тифлопедагогики являются всестороннее изучение зрительных нарушений и определение путей возможной компенсации, коррекция зрительных функций и создание условий для развития личности индивида, обучение профессиональным навыкам с возможностью последующей работы по выбранной специальности.

Нарушение зрения неизбежно ведет к отклонениям в психическом и физическом развитии. Для решения этих проблем разработана специальная система обучения, которая учитывает возрастные особенности психического и физического развития, а также общего формирования личности.

В России первая школа для слепых детей открылась в 1807 году. В то время школьники с нарушением зрения могли получить образование на уровне 3-4 классов и обучиться какому-либо ремеслу. Однако лишь 5% слепых детей могли воспользоваться этой возможностью.

В настоящее время слепые и слабовидящие ученики могут освоить девятилетнюю общеобразовательную программу, а затем выбрать из нескольких десятков профессий занятие по душе.

Слабое место обучающей программы — это адаптация учеников к жизни в мире зрячих. Эти навыки развиваются на дополнительных факультативных занятиях, включающих в себя развитие остаточного зрения, социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, занятия лечебной физкультурой.

Долгое время образовательный процесс строился на использовании осязания, а наличие остаточного зрения игнорировалось. В 20 веке программа обучения была усовершенствована. Теперь одной из важнейших задач тифлопедагогики является сохранение имеющихся остаточных зрительных функций и рациональное использование этих возможностей.

В настоящее время разработаны подходы к обучению детей с различной степенью выраженности зрительного дефекта. Коррекции дополнительных нарушений способствует индивидуальный подход к каждому ребенку. Для облегчения освоения различных наук, в учебном процессе используются различные вспомогательные материалы: учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой. В школах для слепых детей изучаемый материал подается с использованием рельефного письма, а также наглядных пособий, воспринимаемых осязательно.

Работа с детьми в данной сфере требует от педагога специальной подготовки, знания всех тонкостей учебного процесса с одной стороны и особенностей восприятия ребенком с дефектами зрения с другой. Подробнее об этом мы говорим на наших учебных курсах профессиональной переподготовки по тифлопедагогике.

Предыдущая новость:
Как мы различаем запахи?
Следующая новость:
Чем полезна медь?