Трагедия положила начало химиотерапии
В 1943 году президент Рузвельт пообещал в ответ на использование Германией химического оружия ответить аналогичным действием. С этой целью в итальянской порту Бари было размещено судно с бомбами, каждая из которых содержала 45 кг горчичного газа.
Поскольку этот порт был важнейшим пунктом снабжения войск союзников, он подвергся массированной атаке немецких бомбардировщиков. В результате 28 судов было затоплено и 2000 человек погибло. В числе них оказался корабль «Джон Харви» с бомбами на борту.
В итоге сто тонн горчичного гада оказались в море. Раненых, доплывших до берега, спешно отправляли в медицинскую часть. Вся их одежда была пропитана химикатом. Поскольку американцы скрывали наличие химического оружия, пятнам на одежде не придали особого значения, считая их не опаснее машинного масла.
Всего от горчичного газа пострадало 628 человек. Из них 69 погибли в первые две недели после памятного рейда. По иронии судьбы, больше смертей от химического оружия во Вторую мировую войну не было.
Разбираться с этим случаем выпало эксперту по химическому оружию — подполковнику Стюарту Фрэнсису Александеру.
Вскрытие показало низкий уровень лимфоцитов или белых кровяных тел. Также были подавлены миелоидные клеточные линии, аномальный рост которых приводит к развитию лейкемии. Возник вопрос — можно ли использовать этот эффект в медицинских целях?
Было проведено клиническое исследование с участием больного с лимфомой, заболеванием, при котором происходит избыточное деление лейкоцитов. Испытуемому ввели азотно-горчичный газ, в результате чего рост опухоли заметно снизился. Если вначале лечение было успешным, то к третьей процедуре раковые клетки выработали устойчивость к данному методу.
Тем не менее этот случай запустил череду исследований и привел к разработке химиотерапии в том виде, который используется сегодня.
Подробнее о различных методах химиотерапии мы говорим на курсе повышения квалификации по онкологии.