Новости

Дата: 14 апреля 2021 года

Зачем педагогу анализ своей деятельности?

Педагогическая рефлексия​Обучение и развитие представляют собой внутренние процессы, поэтому заставлять и принуждать к чему-то здесь совершенно бессмысленно. Чтобы контролировать эти процессы и направлять их в нужное русло, педагог должен представить себя на месте ребенка, ощутить эти процессы и, при необходимости, вносить в них коррективы.

Этот механизм называется рефлексией педагогической деятельности. С помощью этого процесса происходит осознание различных компонентов педагогического процесса, понимание детских проблем и своих мыслей, допущенных ошибок.

Рефлексия предполагает анализ в трех направлениях:

  • Анализ собственной работы.
  • Оценка деятельности учащихся.
  • Оценка вовлеченности учеников в процесс познания.

Сложность работы педагога стоит в том, что ему нужно проводить оценку с двух точек зрения: как организатору учебного процесса и как участнику, изучающему образовательную программу. Для этого нужно понимать, насколько просто и успешно усваивается материал. Именно в процессе рефлексии педагог развивается. Переосмысливая свои действия, учитель может внести изменения в подачу материала, внедрить новые интересные приемы и методики. Благодаря рефлексии полнее воспринимается личность ученика, появляется возможность построить конструктивные отношения.

Процесс рефлексии должен происходить постоянно. В процессе рефлексии возможно осознание каких-то ошибок в работе. Однако негативный опыт тоже дает стимул к дальнейшему развитию педагога. Нужно не бояться признавать ошибки и двигаться дальше, а также учить этому умению своих учеников.

Педагогическая рефлексия имеет ряд функций:

  1. Исследовательская. Прежде всего педагог учится сам.
  2. Организаторская. Именно рефлексия позволит построить учебный процесс.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает понять эффективность работы, оценить уровень развития учеников.
  4. Коммуникативная. Рефлексия помогает найти подход к каждому ребенку.
  5. Проектировочная. Позволяет ставить новые задачи и стремиться к ним.
  6. Коррекционная. Оценка своей деятельности может привести к применению новых подходов.

Применение рефлексии позволит более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. По сути, рефлексия — это и метод, и результат.

Способность к рефлексии крайне необходима любому специалисту данной сферы. Подробнее об этом мы говорим на курсах повышения квалификации для педагогов.